СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ МОБИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОТКРЫТОМ  ДИСТАНЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ

В.А. Куклев

Рассмотрены феноменологические, теоретико-методологические и прагматические основы системы мобильного обучения в открытом дистанционном образовании. Раскрыты авторские подходы к зарождающемуся инновационному явлению – мобильному обучению.

Введение

Открытое дистанционное образование привлекает в настоящее время пристальное внимание педагогической практики и науки.  В теории и практике открытого дистанционного образования имеется значительный задел в вопросах информатизации образования.

На наших глазах зарождается мобильное образование, как часть открытого дистанционного образования (ОДО); такое образование использует в качестве средств обучения мобильные беспроводные устройства, темпы распространения таких устройств растут интенсивно. Реализация технологии высокоскоростного беспроводного доступа WiMAX расширяет возможности, чтобы учиться в любое время и в любом месте. Появление новых технических средств типа «шестое чувство» на основе жестикуляционного интерфейса расширяет возможности и качество образования, исчезают грани между  электронным и мобильным обучением, очным и электронным обучением. Проекты компьютеров для детей (типа Intel Classmate), другие проекты по выпуску мобильных устройств становятся толчком развития интереса к мобильному обучению.

Анализ публикаций свидетельствует о развитии педагогической мысли относительно перспектив мобильного обучения в России и за ее рубежами. Предпосылки для мобильного обучения заложены в 70-х годах прошлого века, когда Алан Кей (Alan Kay) предложил идею компьютера размера книги для образовательных целей. В 90-х годах с появлением карманных персональных компьютеров начинается развитие и оценка мобильного обучения для студентов, появляются первые обучающие проекты для такой среды. Появляются фундаментальные исследования в области мобильного обучения зарубежных ученых: Т.Андерсон (Terry Anderson) анализирует теорию и практику электронного обучения, М.Шарплз (Mike Sharples) изучает обучение в мобильную эру; М.Алли (Mohamed Ally)  рассматривает электронные ресурсы в формате учебных объектов, из которых собирается репозитарий; Д.Аттевель (J. Attewell) подчеркивает необходимость вовлечения и поддержки мобильных обучаемых); М.Рагус (M.Ragus) анализирует австралийскую мобильную обучающую сеть, внедрение мобильных технологий для доставки учебных курсов на рабочие места); Д.Тракслер (J. Traxler) рассматривает мобильное обучение на основе SMS-системы поддержки преподавателей. С 2002 г. проводится международная конференция, участники которой обсуждают место и роль мобильных образовательных технологий, теорию и практику применения беспроводных устройств, мобильных образовательных ресурсов в обучении.

В России только начинается зарождение и становление системы мобильного обучения. Отдельные работы отечественных ученых исследуют перспективы и некоторые возможности мобильного обучения.

Несмотря на существующие теоретические и практические предпосылки исследований становления системы мобильного обучения в открытом дистанционном образовании многие проблемы остаются недостаточно разработанными. Необходимо существенное уточнение современного понимания сущностных характеристик мобильного обучения; определения понятия “мобильный учебник”; ведущих тенденций, закономерностей, принципов и моделей мобильного обучения; педагогических основ системы мобильного обучения в открытом дистанционном образовании; организационно-педагогических условий реализации мобильного обучения. Анализ показывает, что отсутствует системное исследование становления системы мобильного обучения в открытом дистанционном образовании. В современных условиях требуется рассмотрение форм взаимодействия преподавателя и студента в мобильной образовательной среде, методологических основ мобильного обучения,  а также научно-практическая разработка принципов, методов и средств мобильного обучения.  

 

В рамках исследования сформулированы следующие задачи: а) провести анализ исследований проблемы мобильного обучения в открытом дистанционном образовании; б) выявить, обобщить и систематизировать этапы становления системы мобильного обучения в открытом дистанционном образовании; в) разработать концепцию и систему мобильного обучения, которые рассматривают все компоненты учебного процесса в целостном интегрированном виде; г) разработать системную модель мобильного обучения в открытом дистанционном образовании, включающую механизмы, критерии, показатели и уровни; д) разработать и обосновать методологию системного мобильного обучения на основе единства закономерностей, принципов, методов, форм и средств мобильного обучения; е) выявить и обосновать дидактические функции мобильного обучения; ж) определить понятие, сущность содержания и функции мобильного учебника в системе открытого дистанционного обучения в условиях профессионального образования; з) сформулировать и обосновать организационно-педагогические условия реализации мобильного обучения; и) провести опытно-экспериментальную работу.

1. Феномен мобильного обучения

В нашем исследовании мы опираемся на следующее понимание термина “система открытого образования” как совокупность дидактических, технических, информационных и организационных подходов, реализующих принципы открытого образования. Мы  исходим из того, что открытое дистанционное образование реализуется посредством  дистанционного обучения, при котором все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных ИКТ при территориальной разобщенности преподавателя и студентов. В нашем исследовании мы исходим из понимания термина “система мобильного обучения” как совокупности дидактических, технических, информационных и организационных подходов, реализующих принципы открытого дистанционного  образования. Система мобильного обучения функционально представляется состоящей, на наш взгляд, из подсистем: управления; административно-управленческой; технической; кадровой; финансовой; маркетинговой; правовой; информационной; безопасности; научных исследований.

 Мы исходим из того, что мобильное обучение является составной частью открытого дистанционного образования с различными видами обеспечения: программным; информационным; методическим; организационным; нормативно-правовым; лингвистическим.

Истоки мобильного обучения следует  искать в прошлом веке. Известна созданная в США система публичного телевещания, которая объединила 1500 колледжей и телекомпании для разработки учебных программ, передаваемых по образовательным телевизионным каналам; в т.ч. для обучения взрослых (курсы в различных областях науки, бизнеса, управления). В нашей стране еще с 30 годов XX века существует заочная форма обучения. Известны также неоднократные попытки, следуя лучшим зарубежным образцам, внедрить дистанционное обучение с помощью радиолекций (1932 г.), радиокурсов (1943 г.), телевизионных уроков (1960–1970 гг.). В 70-х годах прошлого века Алан Кей (Alan Kay) предложил идею компьютера размера книги для образовательных целей, устройство названо динамической книгой, позволяло осуществлять динамическое моделирование в учебных целях, являлось первым сетевым автоматизированным рабочим местом.

Анализ показывает на устойчивый рост мобильных устройств в образовательных учреждениях. Появление в 2008 г. процессора Intel® Atom™ стало предпосылкой для создания мобильных вычислительных устройств. Согласно прогнозу ABI Research, общий объем производства этих сверхкомпактных устройств вырастет с 10 млн. штук в 2008 г. до 200 млн. в 2013 г.

На основе рассмотренных теоретических положений нами выделены социально-педагогические приоритеты мобильного обучения в открытом дистанционном образовании: предоставление социально-педагогических услуг через сетевые сообщества; реализация гибкости при применении мо-бильных компьютеров и других беспроводных устройств, что позволит расширить возможности их использования в предметных учебных классах, которые не ограничиваются временем работы стандартного стационарного оборудования; наличие и функционирование системы открытого дистанционного образования с возможностью доступа к обучающим материалам с помощью мобильных устройств; реализация образовательного процесса без отрыва от производства при снижении командировочных расходов для курсов повышения квалификации и переподготовки специалистов; реализация новых форм образовательного процесса.

В рамках исследования нами сформулировано видение мобильного обучения в образовательном учреждении, которое предполагает зрелую и системную организацию образовательного процесса, который реагирует на развитие ИКТ; корпоративная культура большинства сотрудников ориентирована на развитие образовательного учреждения и внедрение новых педагогических и информационных технологий. Видение определяет миссию организации – то, что организация собирается делать и чем она хочет стать, т.е. определяет ее предназначение.

Миссия образовательного учреждения, внедряющего мобильного обучения, заключается в реализации перехода от индустриального общества к информационному, в использовании сетевой информационно-образовате-льной среды, в предоставлении открытого дистанционного образования на протяжении всей жизни или работы на основе новых ИКТ. Такое  образовательное учреждение предлагает образовательные услуги (ресурсы) на основе сочетания сетевой, видеоинтерактивной технологии и возможностей беспроводного доступа к ресурсам, в любое время и в любом месте. Миссия основывается  на использовании мобильных устройств для доступа к сетевым сервисам, игровой и учебной информации. Целью мобильного обучения является постановка и решение задач по комплексной информатизации образовательной деятельности и реализация мероприятий, направленных на интеграцию образовательной, научной и управленческой деятельности образовательного заведения для подготовки конкурентоспособных специалистов, владеющих на профессиональном уровне основной специальностью на основе современных ИКТ. Внедрение мобильного обучения предполагает решение ряда задач: внедрение новых ИКТ в учебный процесс; создание, внедрение и использование перспективных электронных обучающих средств и систем;  развитие мобильного обучения в рамках системы открытого и дистанционного обучения; структурная информатизация системы научной, научно-технической и инновационной деятельности образовательного заведения; внедрение автоматизированной информационной системы управления образовательным учреждением; автоматизация системы информационно-библиотечного обслуживания; развитие информационно-вычислительных сетей; обеспечение студентов переносными средствами с беспроводным доступом; создание единой научно-образовательной информационной среды и др.

Выявлено, что функционирование мобильного обучения обеспечивают технологии мобильного обучения, средства  и целостная система мобильного обучения. На основе проведенного анализа  определено место мобильного обучения в модели технологического развития национальных систем образования.

К дидактическим возможностям мобильного обучения нами отнесены: реализация новых концепций, необходимых современному образованию;  дистанционное дополнение к очному обучению для активизации обучения и выполнения заданий; дистанционное репетиторство (активное приобретение знаний, поддержка талантов и способностей); освоение новых областей знаний и приобретение новых навыков (технологий, программного обеспечения, Интернет); открытый доступ к образовательным ресурсам в любое время, в любом месте (7/24), возможность запроса информации; игровое мобильное обучение с помощью переносных игровых консолей; аудиовизуальное представление информации, публикация учебно-мето-дических материалов в гипермедийном варианте на основе технологий Web 2.0; формирование информационной культуры обучаемых; оперативное использование интерактивного перевода и изучения иностранного языка; оперативное представление информационно-справочной информации; оперативное проведение интерактивных опросов, голосований; организация совместных телекоммуникационных проектов и обмена мнениями с участниками в любое время и независимо от их местоположения.

В исследовании выделены дидактические свойства мобильного обучения. Дидактические свойства мобильных технологий представления информации: отображение и передача информации в текстовом, графическом, аудио-, видео-, анимационном формате посредством цифровых образовательных ресурсов; поиск информации по запросу; закрепление полученных знаний в умениях, отработки практических навыков; оценивание полученных знаний, умений и навыков; общение с преподавателем и другими участниками.

Дидактические свойства мобильных технологий организации учебного процесса: а) электронной почты; б) форума; в) видеоконференции; г) блога; д) сервисов Web 2.0.

К дидактическими функциями мобильного обучения отнесены: познавательная; диагностическая; адаптационная; пропедевтическая; ориентационная; функция  управления учебной деятельностью; контроля; прогностическая.

В работе выделено мультимедийное ядро как основа мобильного обучения. На основе анализа сформулированы 4 этапа становления системы мобильного обучения в открытом дистанционном образовании

2. Принципы, методы и средства мобильного обучения

Мобильное обучение опирается на ряд аксиом, исходных положений, которые не могут быть доказаны, но в то же время и не нуждаются в доказательстве, так как являются очевидными, могут служить исходными положениями. Классические аксиомы педагогики нами дополняются с учетом специфики мобильного обучения.

Ключевым, существенно влияющим на процесс мобильного обучения, является авторский принцип мобильного обучения, формулируемый нами как управляемое интерактивное самообучение в любое время и в любом месте.

В рамках исследования педагогических основ системы мобильного обучения нами сформулированы предложения к формированию содержания обучения на основе квалиметрического подхода. Мы пришли к выводу, что моделирование деятельности поддержки педагога мобильного обучения позволяет говорить о новом педагогическом мышлении преподавателя, которое проявляется в: четкой постановке дидактических целей, обучении в контексте будущей профессиональной деятельности, структуризации учебного материала, ясности методического языка, обоснованности управления познавательной деятельностью обучающихся, такая работа ведет преподавателя к технологическому видению процесса мобильного обучения, а преподаватель становится автором проекта учебного процесса мобильного обучения. В рамках концепции мобильного обучения нами выделены технологическая и методическая составляющие мобильного обучения.

Учебное воздействие со стороны преподавателя в мобильном обучении мы рассматриваем как модерацию, под которой понимаем регулирование, управление, руководство со стороны преподавателя. 

  На основе классификации методов обучения по использованию каналов восприятия информации, использовании квалиметрического подхода к содержанию образования нами предлагается метод наращиваемого ядра, как метод обучения, в котором реализуется полимодальное восприятие информации, используются организационные, логические, технические и методические приемы; реализуются этапы выделения ядра предметной области с использованием методики экспертной оценки как составной части квалиметрического подхода; осуществляется оценка первоначальной компетентности, строится индивидуальная траектория обучения; осуществляется продвижение по учебному плану с оценкой достигнутого результата обучения.

Метод наращиваемого ядра включает следующие приемы: организационные; логические; технические; методические. Нами предлагаются методические приемы реализации метода наращиваемого ядра: приемы стимуляции и мотивации учения; приемы визуализации информации; приемы организации самостоятельной учебной активности; приемы формирования учебных умений, навыков и способностей; приемы организации обратной связи. Нами предложены этапы реализации метода наращиваемого ядра, к ним отнесены: выделения ядра на основе квалиметрического подхода; оценки первоначальной компетентности;  выбора уровня сложности учебного материала для изучения; построения индивидуальной траектории обучения с использованием экспертных оценок или автоматизированных систем; продвижения по учебному пути и выполнения, при необходимости,  коррекции;  оценки достигнутого результата обучения.

В качестве основного средства мобильного обучения предложен мобильный учебник, под которым будем понимать электронную обучающую систему, предназначенную для использования на беспроводных  устройствах, позволяющую изучать теоретический материал в текстовом и графическом виде, просматривать (прослушивать) аудиовизуальные компоненты; выполнять функцию входного, текущего и итогового контроля знаний; осуществлять общение с преподавателем и другими обучаемыми; формировать профессиональные навыки и умения; предоставлять возможность доступа к информационным ресурсам в любое время и в любом месте.

С октября 2007 г. по май 2009 г. проведен эксперимент по внедрению компонентов мобильного обучения по дисциплине “Безопасность жизнедеятельности”. В экспериментальной группе студенты наряду с изучением компьютерного материала, тестированием знаний, самостоятельной проработкой заданий также выполняли задания мобильного практикума. Сравнительный анализ показателей успеваемости 208 студентов подтверждает положительную динамику успеваемости в экспериментальной (102 чел) и контрольной (106 чел)  группах.

Заключение

Проведенное исследование позволило сформулировать: теоретические выводы: а) мобильное обучение является составной частью открытого дистанционного образования; б) мобильное обучение придает новое качество обучению и наиболее полно отражает тенденции в образовании современного человека, обеспечивая посто­янный доступ к информации в любой момент времени; является новым инструментарием в формировании человека информационного общества, в котором формируется новая среда обучения, независимая от места и времени. в) мобильное обучение способствует формированию гибкого обучения на основе новых воз­можностей мобильных телекоммуникационных услуг по доставке учебных тек­стов, графических материалов и проведению видеоконференций; г)  под влиянием современной дидактики происходят изменения в содержании ос­новных принципов обучения, что проявляется при дистанционной форме обу­чения, в мобильном обучении, д) в мобильном обучении определяющим становится принцип управляемого интерактивного самообучения; е) автоматизация и компьютеризация обучения изменяют методы обучения; традиционные методы обучения в условиях мобильного обучения используют специфические сервисы обучения в условиях информационно-образовательной среды (электронную почту, форумы, чаты, веб-сайты) на основе форматов представления информации (гипертекст, гипермедиа, аудио- и видеофрагмен­тов, интерактивных компонентов, инструментария виртуального практикума и удаленной лаборатории, компьютерных тренажеров, интерактивных тестов); ж) мобильное обучение позволяет организовать высокую степень интерактивности между препо­давателем и обучаемым; обеспечить эффективную обратную связь посредством мобильных устройств; увеличить долю обучения в сотрудничестве и обучения в рабочих группах; з) сформулировано определение “мобильный учебник”; и) обобщена и система­тизирована классификация средств мобильного обучения; и) выделены специфические формы мобильного обучения. Практические выводы исследования: а) квалиметрический подход к содержанию образо­вания позволяет оценить содержание учебных материалов; для проведения экспертной оценки содержания необходимо иметь в качестве экспертов не ме­нее восьми представителей науки и образования;  б) на основе квалиметрического подхода предлагается реализовать метод наращиваемого ядра; в) разработаны и внедрены компоненты мобильного обучения; г)  с учетом безопасности и экологичности указано на необходимость обеспечения биокомфорта при использовании технических средств на основе беспроводного доступа.

Список литературы

1.  Куклев, В. А. Методология мобильного обучения [Текст]/В.А. Куклев. – Ульяновск:  УлГТУ, 2006. – 254 с.

2.  Куклев, В. А. Электронное обучение с помощью мобильных устройств в любое время и в любом месте [Текст]/В.А. Куклев. – Ульяновск: УлГТУ, 2009.– 356 с.

 

Сайт создан в системе uCoz