СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ МОБИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОТКРЫТОМ ДИСТАНЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ
В.А. Куклев
Рассмотрены феноменологические,
теоретико-методологические и прагматические основы системы мобильного обучения
в открытом дистанционном образовании. Раскрыты авторские подходы к зарождающемуся
инновационному явлению – мобильному обучению.
Введение
Открытое дистанционное образование привлекает в настоящее
время пристальное внимание педагогической практики и науки. В теории и практике открытого дистанционного
образования имеется значительный задел в вопросах информатизации образования.
На наших глазах зарождается мобильное
образование, как часть открытого дистанционного образования (ОДО); такое
образование использует в качестве средств обучения мобильные беспроводные
устройства, темпы распространения таких устройств растут интенсивно. Реализация
технологии высокоскоростного беспроводного доступа WiMAX расширяет возможности, чтобы учиться в любое время и в любом
месте. Появление новых технических средств типа «шестое чувство» на основе
жестикуляционного интерфейса расширяет возможности и качество образования,
исчезают грани между электронным и
мобильным обучением, очным и электронным обучением. Проекты компьютеров для
детей (типа Intel Classmate), другие проекты по выпуску мобильных устройств становятся
толчком развития интереса к мобильному обучению.
Анализ публикаций свидетельствует о развитии педагогической
мысли относительно перспектив мобильного обучения в России и за ее рубежами. Предпосылки для мобильного обучения заложены в 70-х годах
прошлого века, когда Алан Кей (Alan Kay) предложил идею компьютера размера
книги для образовательных целей. В 90-х годах с появлением карманных
персональных компьютеров начинается развитие и оценка мобильного обучения для
студентов, появляются первые обучающие проекты для такой среды. Появляются фундаментальные
исследования в области мобильного обучения зарубежных ученых: Т.Андерсон (Terry Anderson) анализирует теорию и практику электронного обучения, М.Шарплз (Mike Sharples) изучает обучение в мобильную эру; М.Алли (Mohamed Ally) рассматривает электронные
ресурсы в формате учебных объектов, из которых собирается репозитарий;
Д.Аттевель (J. Attewell) подчеркивает необходимость вовлечения и поддержки мобильных обучаемых);
М.Рагус (M.Ragus) анализирует австралийскую мобильную обучающую сеть, внедрение мобильных
технологий для доставки учебных курсов на рабочие места); Д.Тракслер (J. Traxler) рассматривает
мобильное обучение на основе SMS-системы
поддержки преподавателей. С 2002 г. проводится международная конференция,
участники которой обсуждают место и роль мобильных образовательных технологий,
теорию и практику применения беспроводных устройств, мобильных образовательных
ресурсов в обучении.
В России только начинается зарождение и
становление системы мобильного обучения. Отдельные работы отечественных ученых
исследуют перспективы и некоторые возможности мобильного обучения.
Несмотря на существующие теоретические и
практические предпосылки исследований становления системы мобильного обучения в
открытом дистанционном образовании многие проблемы остаются недостаточно
разработанными. Необходимо существенное уточнение современного понимания сущностных
характеристик мобильного обучения; определения понятия “мобильный учебник”;
ведущих тенденций, закономерностей, принципов и моделей мобильного обучения;
педагогических основ системы мобильного обучения в открытом дистанционном
образовании; организационно-педагогических условий реализации мобильного
обучения. Анализ показывает, что отсутствует системное исследование становления
системы мобильного обучения в открытом дистанционном образовании. В современных
условиях требуется рассмотрение форм взаимодействия преподавателя и студента в
мобильной образовательной среде, методологических основ мобильного
обучения, а также научно-практическая
разработка принципов, методов и средств мобильного обучения.
В рамках
исследования сформулированы следующие задачи: а) провести анализ
исследований проблемы мобильного обучения в открытом дистанционном образовании;
б) выявить, обобщить и систематизировать этапы становления системы мобильного
обучения в открытом дистанционном образовании; в) разработать концепцию
и систему мобильного обучения, которые рассматривают все компоненты учебного
процесса в целостном интегрированном виде; г) разработать системную модель
мобильного обучения в открытом дистанционном образовании, включающую механизмы,
критерии, показатели и уровни; д) разработать и обосновать методологию
системного мобильного обучения на основе единства закономерностей, принципов,
методов, форм и средств мобильного обучения; е) выявить и обосновать
дидактические функции мобильного обучения; ж) определить понятие, сущность
содержания и функции мобильного учебника в системе открытого дистанционного
обучения в условиях профессионального образования; з) сформулировать и
обосновать организационно-педагогические условия реализации мобильного обучения;
и) провести опытно-экспериментальную работу.
1.
Феномен мобильного обучения
В нашем исследовании мы
опираемся на следующее понимание термина “система открытого образования” как
совокупность дидактических, технических, информационных и организационных
подходов, реализующих принципы открытого образования. Мы исходим из того, что открытое дистанционное
образование реализуется посредством дистанционного обучения, при котором
все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием
современных ИКТ при территориальной разобщенности преподавателя и студентов. В
нашем исследовании мы исходим из понимания термина “система мобильного
обучения” как совокупности дидактических, технических, информационных и
организационных подходов, реализующих принципы открытого дистанционного образования. Система мобильного обучения функционально
представляется состоящей, на наш взгляд, из подсистем: управления;
административно-управленческой; технической; кадровой; финансовой; маркетинговой;
правовой; информационной; безопасности; научных исследований.
Мы исходим из того, что мобильное обучение является составной частью
открытого дистанционного образования с различными видами обеспечения:
программным; информационным; методическим; организационным;
нормативно-правовым; лингвистическим.
Истоки мобильного обучения
следует искать в прошлом веке. Известна
созданная в США система публичного телевещания, которая объединила 1500
колледжей и телекомпании для разработки учебных программ, передаваемых по образовательным
телевизионным каналам; в т.ч. для обучения взрослых (курсы в различных областях
науки, бизнеса, управления). В нашей стране еще с 30 годов XX века существует
заочная форма обучения. Известны также неоднократные попытки, следуя лучшим
зарубежным образцам, внедрить дистанционное обучение с помощью радиолекций
(1932 г.), радиокурсов (1943 г.), телевизионных уроков (1960–1970 гг.). В 70-х
годах прошлого века Алан Кей (Alan Kay) предложил идею компьютера размера книги
для образовательных целей, устройство названо динамической книгой, позволяло
осуществлять динамическое моделирование в учебных целях, являлось первым
сетевым автоматизированным рабочим местом.
Анализ показывает на устойчивый рост
мобильных устройств в образовательных учреждениях. Появление в 2008 г.
процессора Intel® Atom™ стало предпосылкой для создания мобильных
вычислительных устройств. Согласно прогнозу ABI Research, общий объем производства
этих сверхкомпактных устройств вырастет с 10 млн. штук в 2008 г. до 200 млн. в
2013 г.
На основе рассмотренных теоретических положений нами
выделены социально-педагогические приоритеты мобильного обучения
в открытом дистанционном образовании: предоставление социально-педагогических услуг
через сетевые сообщества; реализация гибкости при применении мо-бильных
компьютеров и других беспроводных устройств, что позволит расширить возможности
их использования в предметных учебных классах, которые не ограничиваются
временем работы стандартного стационарного оборудования; наличие и функционирование
системы открытого дистанционного образования с возможностью доступа к обучающим
материалам с помощью мобильных устройств; реализация образовательного процесса
без отрыва от производства при снижении командировочных расходов для курсов повышения квалификации и переподготовки специалистов;
реализация новых форм образовательного процесса.
В рамках
исследования нами сформулировано видение мобильного обучения в
образовательном учреждении, которое предполагает зрелую и системную организацию
образовательного процесса, который реагирует на развитие ИКТ; корпоративная
культура большинства сотрудников ориентирована на развитие образовательного
учреждения и внедрение новых педагогических и информационных технологий.
Видение определяет миссию организации – то, что организация собирается делать и
чем она хочет стать, т.е. определяет ее предназначение.
Миссия
образовательного учреждения, внедряющего мобильного обучения, заключается в
реализации перехода от индустриального общества к информационному, в использовании
сетевой информационно-образовате-льной среды, в предоставлении открытого дистанционного
образования на протяжении всей жизни или работы на основе новых ИКТ. Такое образовательное учреждение предлагает
образовательные услуги (ресурсы) на основе сочетания сетевой, видеоинтерактивной
технологии и возможностей беспроводного доступа к ресурсам, в любое время и в
любом месте. Миссия основывается на
использовании мобильных устройств для доступа к сетевым сервисам, игровой и
учебной информации. Целью мобильного обучения является постановка
и решение задач по комплексной информатизации образовательной деятельности и
реализация мероприятий, направленных на интеграцию образовательной, научной и
управленческой деятельности образовательного заведения для подготовки конкурентоспособных
специалистов, владеющих на профессиональном уровне основной специальностью на
основе современных ИКТ. Внедрение мобильного обучения предполагает решение ряда
задач: внедрение новых ИКТ в учебный процесс; создание, внедрение и
использование перспективных электронных обучающих средств и систем; развитие мобильного обучения в рамках
системы открытого и дистанционного обучения; структурная информатизация системы
научной, научно-технической и инновационной деятельности образовательного
заведения; внедрение автоматизированной информационной системы управления
образовательным учреждением; автоматизация системы информационно-библиотечного
обслуживания; развитие информационно-вычислительных сетей; обеспечение
студентов переносными средствами с беспроводным доступом; создание единой научно-образовательной
информационной среды и др.
Выявлено, что
функционирование мобильного обучения обеспечивают технологии мобильного
обучения, средства и целостная система
мобильного обучения. На основе проведенного анализа определено место мобильного обучения в модели технологического развития национальных систем образования.
К дидактическим
возможностям мобильного обучения нами отнесены: реализация новых
концепций, необходимых современному образованию; дистанционное дополнение к очному обучению для активизации
обучения и выполнения заданий; дистанционное репетиторство (активное приобретение
знаний, поддержка талантов и способностей); освоение новых областей знаний и
приобретение новых навыков (технологий, программного обеспечения, Интернет);
открытый доступ к образовательным ресурсам в любое время, в любом месте (7/24),
возможность запроса информации; игровое мобильное обучение с помощью переносных
игровых консолей; аудиовизуальное представление информации, публикация учебно-мето-дических
материалов в гипермедийном варианте на основе технологий Web 2.0;
формирование информационной культуры обучаемых; оперативное использование
интерактивного перевода и изучения иностранного языка; оперативное
представление информационно-справочной информации; оперативное проведение
интерактивных опросов, голосований; организация совместных телекоммуникационных
проектов и обмена мнениями с участниками в любое время и независимо от их
местоположения.
В исследовании выделены дидактические
свойства мобильного обучения. Дидактические свойства мобильных технологий
представления информации: отображение и передача информации в
текстовом, графическом, аудио-, видео-, анимационном формате посредством
цифровых образовательных ресурсов; поиск информации по запросу; закрепление полученных
знаний в умениях, отработки практических навыков; оценивание полученных знаний,
умений и навыков; общение с преподавателем и другими участниками.
Дидактические свойства мобильных
технологий организации учебного процесса: а) электронной почты; б)
форума; в) видеоконференции; г) блога; д) сервисов Web 2.0.
К дидактическими
функциями мобильного обучения отнесены: познавательная;
диагностическая; адаптационная; пропедевтическая; ориентационная; функция
управления учебной деятельностью; контроля; прогностическая.
В работе выделено мультимедийное ядро как основа мобильного
обучения. На основе анализа сформулированы 4 этапа становления системы мобильного
обучения в открытом дистанционном образовании
2.
Принципы, методы и средства мобильного обучения
Мобильное обучение опирается на ряд аксиом, исходных
положений, которые не могут быть доказаны, но в то же время и не нуждаются в
доказательстве, так как являются очевидными, могут служить исходными положениями.
Классические аксиомы педагогики нами дополняются с учетом специфики мобильного
обучения.
Ключевым, существенно влияющим на процесс мобильного обучения,
является авторский принцип мобильного обучения, формулируемый нами как управляемое
интерактивное самообучение в любое время и в любом месте.
В рамках исследования педагогических основ системы мобильного обучения
нами сформулированы предложения к формированию содержания обучения на основе
квалиметрического подхода. Мы пришли к выводу, что моделирование деятельности поддержки педагога
мобильного обучения позволяет говорить о новом педагогическом мышлении преподавателя,
которое проявляется в: четкой постановке дидактических целей, обучении в
контексте будущей профессиональной деятельности, структуризации учебного
материала, ясности методического языка, обоснованности управления познавательной
деятельностью обучающихся, такая работа ведет преподавателя к технологическому
видению процесса мобильного обучения, а преподаватель становится автором проекта
учебного процесса мобильного обучения. В рамках концепции мобильного обучения
нами выделены технологическая и методическая составляющие мобильного обучения.
Учебное воздействие со
стороны преподавателя в мобильном обучении мы рассматриваем как модерацию, под
которой понимаем регулирование, управление, руководство со стороны
преподавателя.
На основе классификации методов обучения по использованию
каналов восприятия информации, использовании квалиметрического подхода к
содержанию образования нами предлагается метод наращиваемого ядра,
как метод обучения, в котором реализуется полимодальное восприятие информации,
используются организационные, логические, технические и методические приемы;
реализуются этапы выделения ядра предметной области с использованием методики
экспертной оценки как составной части квалиметрического подхода; осуществляется
оценка первоначальной компетентности, строится индивидуальная траектория
обучения; осуществляется продвижение по учебному плану с оценкой достигнутого результата
обучения.
Метод
наращиваемого ядра включает следующие приемы: организационные; логические; технические;
методические. Нами предлагаются методические приемы реализации метода
наращиваемого ядра: приемы стимуляции и мотивации учения; приемы визуализации
информации; приемы организации самостоятельной учебной активности; приемы формирования
учебных умений, навыков и способностей; приемы организации обратной связи. Нами предложены этапы реализации метода наращиваемого ядра,
к ним отнесены: выделения ядра на основе квалиметрического подхода; оценки первоначальной
компетентности; выбора уровня сложности
учебного материала для изучения; построения индивидуальной траектории обучения
с использованием экспертных оценок или автоматизированных систем; продвижения
по учебному пути и выполнения, при необходимости, коррекции; оценки
достигнутого результата обучения.
В
качестве основного средства мобильного обучения предложен мобильный
учебник, под которым будем понимать электронную обучающую систему,
предназначенную для использования на беспроводных устройствах, позволяющую изучать теоретический материал в
текстовом и графическом виде, просматривать (прослушивать) аудиовизуальные компоненты;
выполнять функцию входного, текущего и итогового контроля знаний; осуществлять
общение с преподавателем и другими обучаемыми; формировать профессиональные навыки
и умения; предоставлять возможность доступа к информационным ресурсам в любое
время и в любом месте.
С октября 2007 г. по май 2009 г. проведен эксперимент по внедрению
компонентов мобильного обучения по дисциплине “Безопасность жизнедеятельности”.
В экспериментальной группе студенты наряду с изучением компьютерного материала,
тестированием знаний, самостоятельной проработкой заданий также выполняли
задания мобильного практикума. Сравнительный анализ показателей успеваемости
208 студентов подтверждает положительную динамику успеваемости в
экспериментальной (102 чел) и контрольной (106 чел) группах.
Заключение
Проведенное
исследование позволило сформулировать: теоретические выводы: а)
мобильное обучение является составной частью открытого дистанционного
образования; б) мобильное обучение придает новое качество обучению и наиболее полно
отражает тенденции в образовании современного человека, обеспечивая постоянный
доступ к информации в любой момент времени; является новым инструментарием в
формировании человека информационного общества, в котором формируется новая
среда обучения, независимая от места и времени. в) мобильное обучение
способствует формированию гибкого обучения на основе новых возможностей
мобильных телекоммуникационных услуг по доставке учебных текстов, графических
материалов и проведению видеоконференций; г)
под влиянием современной дидактики происходят изменения в содержании основных
принципов обучения, что проявляется при дистанционной форме обучения, в
мобильном обучении, д) в мобильном обучении определяющим становится принцип
управляемого интерактивного самообучения; е) автоматизация и компьютеризация
обучения изменяют методы обучения; традиционные методы обучения в условиях
мобильного обучения используют специфические сервисы обучения в условиях информационно-образовательной
среды (электронную почту, форумы, чаты, веб-сайты) на основе форматов
представления информации (гипертекст, гипермедиа, аудио- и видеофрагментов,
интерактивных компонентов, инструментария виртуального практикума и удаленной
лаборатории, компьютерных тренажеров, интерактивных тестов); ж) мобильное обучение позволяет организовать высокую
степень интерактивности между преподавателем и обучаемым; обеспечить
эффективную обратную связь посредством мобильных устройств; увеличить долю
обучения в сотрудничестве и обучения в рабочих группах; з) сформулировано
определение “мобильный учебник”; и) обобщена и систематизирована
классификация средств мобильного обучения; и) выделены специфические формы мобильного обучения. Практические выводы исследования: а) квалиметрический подход к содержанию
образования позволяет оценить содержание учебных материалов; для проведения
экспертной оценки содержания необходимо иметь в качестве экспертов не менее
восьми представителей науки и образования;
б) на основе квалиметрического подхода предлагается реализовать метод
наращиваемого ядра; в) разработаны и внедрены компоненты мобильного обучения; г) с учетом безопасности и экологичности
указано на необходимость обеспечения биокомфорта при использовании технических
средств на основе беспроводного доступа.
Список
литературы
1. Куклев, В. А. Методология мобильного обучения
[Текст]/В.А. Куклев. – Ульяновск: УлГТУ,
2006. – 254 с.
2. Куклев, В. А. Электронное обучение с помощью
мобильных устройств в любое время и в любом месте [Текст]/В.А. Куклев. – Ульяновск:
УлГТУ, 2009.– 356 с.